Технические средства организации дорожного движения
ОГРАЖДЕНИЯ ДОРОЖНЫЕ УДЕРЖИВАЮЩИЕ БОКОВЫЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Общие технические требования
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным дорожным агентством Минтранса Российской Федерации, ФГУП «РОСДОРНИИ», Российским техническим центром безопасности дорожного движения, ОАО «СОЮЗДОРНИИ», МАДИ (ГТУ), ДО БДД МВД России, НИЦ БДД МВД России
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 278 «Безопасность дорожного движения» и Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 декабря 2006 г. № 297-ст
4 В настоящем стандарте учтены основные нормативные положения следующих европейских стандартов:
ЕН 1317-1:1998 «Дорожные удерживающие системы. Часть 1. Терминология и общие требования к методам испытания» (EN 1317-1:1998 «Road restraint systems - Part 1: Terminology and general criteria for test methods», IDT)
EH 1317-2:1998 «Дорожные удерживающие системы. Часть 2. Классы исполнений, критерии приемки испытаний на удар и методы испытаний защитных ограждений» (EN 1317-2:1998 «Road restraint systems - Part 2: Rerformance classes, impact test acceptance criteria and test methods for safety barriers», IDT)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к дорожным ограждениям на автомобильных дорогах общего пользования, улицах городов и других населенных пунктов.
Настоящий стандарт распространяется на дорожные удерживающие боковые ограждения (далее - ограждения), располагаемые сбоку от проезжей части автомобильной дороги или улицы на обочине, тротуаре, в тоннеле, на мостовом сооружении или разделительной полосе. Требования стандарта учитывают при разработке различных по назначению и условиям применения конструкций ограждений, а также при выборе необходимых конструкций ограждений для различных участков дорог при проектировании.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
ГОСТ Р 52606-2006 Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений
ГОСТ 9.401-91 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов
ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы контроля морозостойкости. Общие требования
ГОСТ 26633-91 Бетон тяжелый. Технические условия
ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка нf него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 балка: Конструктивный элемент ограждения, предназначенный для принятия, распределения и передачи нагрузки от вступающего в контакт с ограждением транспортного средства на другие элементы ограждения.
3.2 выбег автомобиля: Процесс неуправляемого движения автомобиля после прекращения контакта с ограждением.
3.3 высота ограждения: Расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины на дороге, покрытия на мостовом сооружении или разделительной полосе, измеренное у края ограждения со стороны проезжей части.
3.4 индекс тяжести травм: Показатель воздействия инерционных перегрузок на пассажиров автомобилей, равный значению корня квадратного из суммы квадратов отношений средних фактических и допустимых значений инерционных перегрузок, действующих в течение 50 мс по направлениям главных осей автомобиля при его взаимодействии с ограждением.
3.5 инерционная перегрузка: Отношение среднего ускорения (замедления), действующего в течение 50 мс при наезде транспортного средства на ограждение и измеренного вблизи центра масс транспортного средства, к ускорению свободного падения.
3.6 прогиб ограждения: Динамический прогиб ограждения по ГОСТ Р 52289.
3.7 рабочая ширина ограждения: Ширина участка, занимаемая элементами ограждения и транспортного средства при ударе.
3.8 угол наезда на ограждение: Угол между проекциями на плоскость дороги продольных осей транспортного средства и недеформированного ограждения в начале контакта транспортного средства с ограждением.
3.9 участок ограждения рабочий: Основная часть ограждения, предназначенная для принятия ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и концевой участки.
3.10 участок ограждения начальный: Дополнительная часть ограждения, расположенная перед рабочим участком ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для принятия продольного усилия при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.
3.11 участок ограждения концевой: Дополнительная часть ограждения, расположенная после рабочего участка ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для принятия продольного усилия, действующего при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.
3.12 участок ограждения переходный: Часть ограждения, предназначенная для сопряжения ограждений, установленных на обочине или разделительной полосе, с ограждениями, установленными на мостовом сооружении, а также для сопряжения участков односторонних и двусторонних ограждений на разделительной полосе.
3.13 удерживающая способность ограждения: Способность ограждения удерживать транспортные средства на дороге и мостовом сооружении, предотвращая их опрокидывание или переезд через ограждение.
Примечание - Показателем удерживающей способности является кинетическая энергия движущегося транспортного средства, определяемая с учетом его массы, угла наезда и поперечной составляющей скорости движения.
3.14 уровни удерживающей способности: Диапазоны значений кинетической энергии, по которым выбирают конструкции ограждений для применения в тех или иных дорожных условиях.
3.15 натурное испытание: Испытание конструкции ограждения, установленного на испытательной площадке с имитацией его расположения в реальных дорожных условиях, при котором силовое воздействие на ограждение осуществляется реальным автомобилем, разгоняемым для удара в ограждение с требуемой энергией взаимодействия.
4 Требования к обозначению
4.1 Удерживающее ограждение обозначают маркой, состоящей из двух частей: основной и дополнительной.
Основная часть должна содержать буквенные и цифровые обозначения класса, типа и группы (подгруппы) ограждения в соответствии с ГОСТ Р 52606. Маркируют только рабочие участки ограждений.
4.2 Подкласс удерживающего бокового ограждения для автомобилей обозначают цифрой 1*.
Типы ограждений обозначают цифрами:
1 - барьерное,
2 - парапетное,
3 - бордюрное,
4 - тросовое,
5 - комбинированное.
___________
* Подкласс удерживающего фронтального ограждения для автомобилей обозначают цифрой 2.
4.3 Группы и подгруппы ограждений обозначают:
ДО - дорожные (устанавливаемые на обочине или разделительной полосе) односторонние,
ДД - дорожные двусторонние,
МО - мостовые (устанавливаемые на мостовом сооружении) односторонние,
МД - мостовые двусторонние.
4.4 Пример условного обозначения марки удерживающего бокового ограждения (1), барьерного типа (1), относящегося к группе мостовых (М), двустороннего (Д), выполненного по ГОСТ 26804-86
11 - МД - ГОСТ 26804-86
4.5 Дополнительная часть марки, отделенная от основной части наклонной чертой, должна содержать цифры, характеризующие следующие параметры ограждения:
- показатель удерживающей способности, установленный по результатам испытания или экспериментально-теоретическим методом, кДж;
- общую высоту ограждения в метрах; для комбинированных ограждений указывают общую высоту и высоту нижней части (парапета или бордюра), помещенную за ней в скобках, а при отсутствии нижней части значение в скобках не проставляют;
- шаг стоек (для барьерного ограждения) в метрах;
- прогиб ограждения в метрах.
Высоту, шаг стоек и прогиб указывают для барьерных, тросовых и комбинированных ограждений.
Например, марка:
11 - МД - ГОСТ 26804-86/200 - 0,75(0,15) - 2,0 - 0,7
обозначает, что ограждение по 4.5 имеет показатель удерживающей способности 200 кДж при общей высоте 0,75 м, в том числе бордюрной части 0,15 м, шаг стоек 2,0 м, при этом прогиб такого ограждения составляет 0,7 м.
5 Требования к удерживающей способности
5.1 На автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют ограждения различной удерживающей способности, которая может быть отнесена к десяти уровням, приведенным в таблице 1.
Таблица 1 - Уровни удерживающей способности
Уровень удерживания |
У1 |
У2 |
У3 |
У4 |
У5 |
У6 |
У7 |
У8 |
У9 |
У10 |
|||
Значение уровня, кДж, не менее |
130 |
190 |
250 |
300 |
350 |
400 |
450 |
500 |
550 |
600 |
5.2 Требуемые уровни удерживающей способности ограждений установлены для дорожных условий различной сложности. Группы сложности дорожных условий (А, Б, В, Г и Д, Е и Ж) - по ГОСТ Р 52289.
5.3 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на автомобильных дорогах, должны соответствовать требованиям таблицы 2.
Таблица 2 - Минимальные уровни удерживающей способности ограждений на автомобильных дорогах
Участок автомобильной дороги |
Продольный уклон дороги, ‰ |
Группа сложности дорожных условий |
Категория автомобильной дороги1) и число полос движения в обоих направлениях |
|||||
I |
II |
III |
1У |
V |
||||
Шесть полос и более |
Четыре полосы |
Две - четыре полосы |
Две полосы |
Одна полоса |
||||
Уровни удерживающей способности |
||||||||
Обочины прямолинейных участков дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м |
До 40 |
А |
У5 |
У4 |
У3 |
У2 |
||
Б |
У4 |
У3 |
У2 |
У1 |
||||
Обочина с внутренней стороны кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м |
Не менее 40 |
А |
У6 |
У5 |
У4 |
У3 |
У2 |
|
Б |
У5 |
У4 |
У3 |
У2 |
У1 |
|||
Обочина с внешней стороны кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке длиной 100 м |
До 40 |
А |
У6 |
У5 |
У4 |
У3 |
У2 |
|
Б |
У5 |
У4 |
У3 |
У2 |
У1 |
|||
Не менее 40 |
А |
У7 |
У6 |
У5 |
У4 |
У3 |
||
Б |
У6 |
У5 |
У4 |
У3 |
У2 |
|||
Обочины на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов не менее 50 ‰ |
- |
А |
У6 |
У5 |
У4 |
У3 |
У2 |
|
Б |
У5 |
У4 |
У3 |
У2 |
У1 |
|||
Разделительная полоса |
- |
А |
У6 |
У5 |
- |
|||
Б |
У5 |
У4 |
Данные таблицы учитывают требования к ширине полос движения и разделительной полосы, указанные в ГОСТ Р 52399. При уменьшении фактических значений ширины полос движения не менее чем на 0,25 м и ширины обочин не менее чем на 0,5 м по сравнению с ГОСТ Р 52399 уровень удерживающей способности, кроме У1 принимают уменьшенным на единицу.
5.4 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на мостовых сооружениях автомобильных дорог, должны соответствовать требованиям таблицы 3 и быть более удерживающей способности ограждений на подходе к мостовому сооружению.
Таблица 3 - Минимальные уровни удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях автомобильных дорог
Категория автомобильной дороги (число полос движения) |
Уровень удерживающей способности ограждений на мостовых сооружениях автомобильных дорог |
|||||
с тротуарами или служебными проходами |
без тротуаров или служебных проходов |
|||||
Группа сложности дорожных условий |
||||||
В |
Г |
Д |
В |
Г |
Д |
|
I (не менее 6) |
У8 |
У6 |
У5 |
У9 |
У7 |
У6 |
I (4); II (4) |
У7 |
У5 |
У4 |
У8 |
У6 |
У5 |
II (2, 3) |
У5 |
У4 |
У3 |
У6 |
У5 |
У4 |
III (2) |
У4 |
У3 |
У2 |
У5 |
У4 |
У3 |
IV (2); V (1) |
У3 |
У2 |
У1 |
У4 |
У3 |
У2 |
Примечание - Если интенсивность движения автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу не менее 30 т, составляет не менее 1000 авт./сут, то вместо уровней У7 - У9 принимают соответственно уровни У8 - У10. |
Требования таблицы 3 справедливы для габаритов мостовых сооружений, включающих размеры полос безопасности:
- 2,0 м - для сооружений на дорогах I-II категорий,
- 1,5 м » » » » III категории,
- 1,0 м » » » » IV категории,
- 1,0 м » » » » V категории.
Для случаев с уменьшенной шириной полосы безопасности не менее чем на 0,25 м уровни удерживающей способности, кроме У1, принимают уменьшенным на единицу.
5.5 Минимальные уровни удерживающей способности ограждений, устанавливаемых на городских дорогах, улицах (включая улицы населенных пунктов не городского типа) и мостовых сооружениях на них, должны соответствовать требованиям таблицы 4.
Таблица 4 - Минимальные уровни удерживающей способности ограждений на городских дорогах, улицах и мостовых сооружениях на них
Категория городских дорог и улиц |
Группа сложности дорожных условий |
Уровень удерживающей способности ограждений на |
||
городских дорогах и улицах |
мостовых сооружениях |
|||
с тротуарами или служебными проходами |
без тротуаров или служебных проходов |
|||
Магистральные дороги скоростного движения |
Е |
У4 (У5) |
У6 (У5) |
У7 (У5) |
Магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения |
Ж |
У3 (У4) |
У4 (У4) |
У5 (У4) |
Магистральные дороги регулируемого движения |
Е |
У3 |
У4 |
У5 |
Магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения |
Ж |
У2 |
У3 |
У4 |
Магистральные улицы районного значения |
Е |
У2 |
У3 |
У4 |
Ж |
У1 |
У2 |
У3 |
|
Улицы и дороги местного значения |
Е |
У1 |
У2 |
У3 |
Ж |
У1 |
У1 |
У2 |
|
Примечание - Значения в скобках относятся к ограждениям, устанавливаемым на разделительной полосе. |
5.6 Для ограждений, устанавливаемых на съездах пересечений и примыканий в разных уровнях автомобильных дорог и улиц, удерживающая способность должна соответствовать уровням:
- У3 - для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с одной полосой движения;
- У4 - для ограждений, устанавливаемых на правоповоротных съездах с двумя полосами движения и на левоповоротных съездах;
- У5 - для ограждений, устанавливаемых на мостовых сооружениях прямых и полупрямых левоповоротных съездах.
5.7 Минимальные уровни удерживающей способности для ограждений, устанавливаемых в автодорожных и городских тоннелях должны соответствовать таблице 5.
Таблица 5 - Минимальные уровни удерживающей способности ограждений в тоннелях
Место установки ограждения |
Дорожные условия |
Число полос движения в одном направлении |
||
3 и более |
2 |
1 |
||
Городской тоннель |
i ≤ 3 0%о и R ≥ 1000 м |
У2 |
У1 |
У1 |
i ≤ 30%о и 1000 м > R ≥ 500 м |
У3 |
У2 |
У1 |
|
i > 30 %о или R < 500 м |
У4 |
У3 |
У2 |
|
Тоннель на дороге |
i ≤ 30 %о и R ≥ 1000 м |
У3 |
У2 |
У1 |
i > 30 %о или
АССОРТИМЕНТ — полный ассортимент сигнальной и световой техники для различных отраслей ОПЫТ — более 20 лет на рынке световой техники, отличная репутация и доверие Клиентов МОНТАЖ и ГАРАНТИЯ — минимальное время на доставку и монтаж от момента покупки до подписания акта выполненных работ |