+7 495 698-60-54 многоканальный, 

 

ВСЕ ЗАКАЗЫ ПРОСЬБА ОТПРАВЛЯТЬ НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ

 

6986054@mail.ru 5421085@mail.ru

 


Ваша корзина пуста
В Вашем заказе 0 на сумму: 0.00руб.

СП 35-105-2002

СП 35-105-2002. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
(ГОССТРОЙ РОССИИ)
система нормативных документов в строительстве
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ РЕКОНСТРУКЦИЯ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ С УЧЕТОМ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
УДК 721.183-056.266(083.74)

  
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Государственным Центральным научно-исследовательским и проектным институтом по градостроительству (ЦНИИП градостроительства) Российской академии архитектуры и строительных наук — ведущая организация, ГУП «Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий» («Институт общественных зданий») Госстроя России
2 ВНЕСЕН Министерством труда и социального развития Российской Федерации
3 ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры и проектных работ, Управлением градостроительства, землепользования и территориального развития, Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России
4 УТВЕРЖДЕН приказом директора ЦНИИП градостроительства от 20 декабря 2001 г. № 256-а
5 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 19 июля 2002 г. № 89
6 ВВЕДЕН впервые
  
ВВЕДЕНИЕ
 
Настоящий Свод правил подготовлен в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 48, ст. 4563) и федеральной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов на 2000—2005 годы», п. 15 по Государственному контракту № 20/1 от 5 сентября 2001 г. с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
Свод правил разработан в целях выполнения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и в развитие требований СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», а также основных положений СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», относящихся к созданию удобной для инвалидов городской среды при передвижении от мест проживания к общественным зданиям различного назначения, местам труда, отдыха и др. 
Действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, социальными программами государство предусматривает формирование для лиц с ограниченными физическими возможностями доступной среды жизнедеятельности в городах при реконструкции существующей застройки, зданий, сооружений и их комплексов. Создаются равные с другими гражданами условия для полноценного участия в жизни общества лиц, имеющих стойкие расстройства функций организма, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или иными расстройствами здоровья, — инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, а также других категорий инвалидов и маломобильных групп населения.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: «Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускается».
Специальные мероприятия по созданию доступной городской среды для инвалидов создают дополнительные удобства для всех категорий населения: беременных женщин, матерей с прогулочными колясками, людей старшего возраста с любой функциональной недостаточностью и др.
Проектно-организационные мероприятия по созданию доступности для инвалидов городской среды направлены на улучшение условий проживания, обслуживания, досуга, трудовой деятельности инвалидов всех категорий, на обеспечение возможности для их свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Приоритетом при разработке программ адаптации городской среды является доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В числе первоочередных следует считать жилые и общественные здания, места отдыха, спортивные сооружения, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также беспрепятственное пользование общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.
Свод правил СП 35-105-2002 содержит обязательные правила и рекомендуемые положения в развитие требований СНиП 35-01-2001 и является документом федерального уровня.
В данном документе учтен отечественный и зарубежный опыт создания безбарьерной удобной для инвалидов среды в городе при реконструкции существующей застройки, зданий и сооружений и их комплексов, а также изменения и дополнения в блоке нормативно-методических документов в строительстве, направленные на обеспечение условий доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Свод правил СП 35-105-2002 разработан авторским коллективом:
ЦНИИП градостроительства РААСН (научный руководитель работы — канд. архит. П.Н. Давиденко, ответственный исполнитель — канд. техн. наук З.В. Азаренкова), ГУП «Институт общественных зданий» Госстроя России (научный консультант — канд. архит. A.M. Гарнец);
при участии специалистов: ЦНИИП градостроительства РААСН (канд. архит. Е.П. Меньшикова); ЗАО ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева (канд. архит. О.П. Кравченко); НИИТАГ РААСН (канд. архит. Н.П. Крайняя); МАрхИ (канд. архит. А.В. Сикачев, арх. М.Г. Новицкая); ФЦС Стройсертификация (канд. архит. Л.А. Викторова); МНИИТЭП (канд. архит. С.Н. Яхкинд, канд. архит. Н.С. Генкина); ВНИИСФК (канд. архит. Л.П. Хаханова).
Внесен Департаментом по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов Минтруда России (И.В. Лебедев, А.Е. Лысенко).
Представлен к утверждению: Управлением архитектуры и проектных работ Госстроя России (Э.А. Шевченко, Н.Н. Якимова), Управлением градостроительства, землепользования и территориального развития (С.А. Колегов, Н.П. Кузьмич), Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России (В.В. Тишенко, Н.Н. Поляков, Л.А. Викторова).
Согласован: Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России, Госсанэпиднадзором Минздрава России, Главгосэкспертизой России, Всероссийским обществом инвалидов, Всероссийским обществом слепых и Всероссийским обществом глухих.
В тексте и графической части Свода правил использованы следующие материалы:
Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 48, ст. 4563) и Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статьи 15 и 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 8 августа 2001 г. № 123-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 г. № 33, ст. 3426);
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» от 7 декабря 1996 г. № 1449 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., № 51, ст. 5806);
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения:
Выпуск 2 «Градостроительные требования»
Выпуск 20 «Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий»;
Рекомендации по проектированию вокзалов (к СНиП 2.07.01-89* и СНиП 2.08.02-89*);
Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах (к СНиП 2.07.01-89*).
В тексте учтены предложения и замечания следующих учреждений и организаций: Главгосэкспертизы России (Ю.Е. Мельников, С.В. Кролевец), Управления архитектуры и проектных работ (Э.А. Шевченко, Н.Н. Якимова), Управления технического нормирования (В.В. Тишенко, Н.Н. Поляков, Л.А. Викторова), Управления градостроительства, землепользования и территориального развития Госстроя России (С.А. Колегов, Н.П. Кузьмич), Главного управления Государственной противопожарной службы (В.П. Молчанов, А.А. Панов), Госсанэпиднадзора Минздрава России (Л.П. Гульченко, Т.Я. Пожидаева), Всероссийского общества инвалидов (В.И. Антипов, С.Е. Соболев), Всероссийского общества глухих (Н.М. Кильманов, А.В. Иванов), Всероссийского общества слепых (Л.П. Абрамова, Г.И. Иванова).
В СП 35-105-2002 использованы следующие термины и определения:
Градостроительные требования — основные нормативно-правовые требования, относящиеся к планировке и застройке городов, их территориальных зон и отдельных элементов, инженерно-транспортной инфраструктуре.
Реконструкция — преобразование существующей застройки с частичным изменением (или без) планировочной структуры, строительством одного или нескольких новых зданий взамен ветхих или морально устаревших зданий, с заменой элементов инженерной и транспортной инфраструктуры, осуществлением благоустройства территории.
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) — место концентрации или пересечения нескольких линий (маршрутов) городского (автобусного, троллейбусного, трамвайного) и внеуличного рельсового (метрополитен, электрифицированная железная дорога) пассажирского транспорта, обустроенное единой системой пешеходных коммуникаций.
 
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
 
1.1 Требования настоящего Свода правил (СП) установлены для проектирования и осуществления реконструкции существующей застройки с соблюдением доступности зданий, сооружений и их комплексов для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее — инвалидов).
Свод правил содержит обязательные правила, рекомендуемые положения, проектно-организационные мероприятия по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в городах и соответствует установкам СНиП 10-01. Рекомендации распространяются на проектирование объектов, доступных для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения, дефектами слуха и других маломобильных групп населения.
1.2 Настоящий Свод правил следует использовать при решении комплекса социальных, экономических, экологических и архитектурно-художественных задач, при последовательном приспособлении среды жизнедеятельности к потребностям инвалидов.
1.3 Основные требования к проектной документации на реконструкцию городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения изложены в приложении А настоящего СП.
 
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
 
2.1 В настоящем СП даны ссылки на следующие документы:
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. № 73-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., № 19, ст. 2069);
СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»;
СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»;
СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»;
Социальные нормативы и нормы. Одобрены распоряжением Правительства Российской Федерации № 1063-р от 3 мая 1996 г;
СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей»;
СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»;
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»;
РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах;
Рекомендации по проектированию вокзалов.
 
3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
3.1 Проектные решения по реконструкции сложившейся застройки должны учитывать физические возможности всех категорий населения, включая инвалидов, и должны быть направлены на повышение качества городской среды по критериям доступности, безопасности, комфортности и информативности в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
3.2 Основным принципом формирования безопасной и удобной для инвалидов городской среды является создание условий для обеспечения беспрепятственной доступности объектов обслуживания в зонах застройки различного функционального назначения, зонах рекреации, а также в местах пользования транспортными коммуникациями, сооружениями, устройствами, пешеходными путями. Следует учитывать не только физическую и пространственную, но и информационную доступность объектов.
3.3 При создании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности необходимо обеспечивать:
возможность беспрепятственного передвижения с помощью трости, костылей, кресла-коляски, собаки-проводника, а также при использовании транспортных средств (индивидуальных, специализированных или общественных);
создание внешней информации: визуальной, тактильной (осязательной) и звуковой;
комплексное решение системы обслуживания: размещение (согласно проектному расчету) специализированных объектов и объектов обслуживания общего пользования при различных формах собственности на недвижимость.
3.4 Основные функциональные и эргономические параметры формирования среды жизнедеятельности для инвалидов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 35-01 и СНиП 2.07.01.
3.5 Положения СП предусматривают вариантность разработки проектных градостроительных решений по обеспечению среды, удобной для инвалидов и других маломобильных групп населения, и выбор оптимального варианта. При этом типология ориентиров для безопасных пешеходных передвижений инвалидов с недостатками зрения должна быть единой для всех вариантов проектных решений.
В зависимости от местных особенностей и условий, численности инвалидов, функционального назначения объекта градостроительного проектирования могут быть применены согласно РДС 35-201 различные проектно-организационные формы реализации градостроительных решений, вноситься изменения в целевые программы, однако они не должны противоречить направлениям, целям и задачам, определенным статьями 14, 15, 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3.6 Проектно-организационные решения и мероприятия, направленные на создание для инвалидов условий доступности к объектам социальной инфраструктуры в процессе реконструкции застройки, следует определять исходя из учета планируемых на ближайшие периоды работ по проектированию и строительству новых зданий и сооружений, предназначенных для уплотнения либо замены существующей застройки, ремонту и реконструкции существующих объектов, ремонту и укладке нового полотна проезжей части улиц и тротуаров, а также ремонтно-восстановительных работ.
При этом целесообразно предусматривать создание пространственно взаимосвязанных зон, в пределах которых обеспечивается доступность всех зданий и сооружений, а также необходимая для инвалидов информационная среда.
Конечной целью является полная реконструкция сложившейся городской среды, всех ее элементов с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, при которой должны соблюдаться требования пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями СНиП 21-01.
 
4 ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ЗОН
 
Жилые зоны

 
4.1 Исходным положением является обеспечение возможности проживания инвалидов во всех частях и районах города. При этом следует учитывать особенности градостроительной ситуации и последовательность реконструктивных работ на рассматриваемой территории.
4.2 В центральных районах городов в условиях выборочной реконструкции необходимо поэтапное формирование доступной (безбарьерной) среды, предусматривая:
- обеспечение удобных и безопасных пересечений транспортных и пешеходных путей, в том числе в разных уровнях;
- развитие сферы услуг, предоставляемых учреждениями торговли, общественного питания и досуга, ориентированных на удовлетворение потребностей различных групп населения, в том числе инвалидов и других маломобильных групп;
- многообразие жилищного фонда и возможности его приспособления для нужд инвалидов: отремонтированные дома исторической застройки небольшой этажности, расселяемые и ремонтируемые коммунальные квартиры в доходных домах, новые корпуса в комплексе с сохраняемыми постройками.
4.3 В исторических зонах городов в процессе реконструкции должна быть обеспечена доступность объектов социальной инфраструктуры для живущих в этом районе инвалидов и маломобильных групп населения, а также доступность памятников истории, культуры и архитектуры, культовых зданий для всех людей, включая инвалидов, в том числе приезжающих из других районов.
4.4 В историческую среду жилых зон рекомендуется включать учреждения, предоставляющие услуги как для населения в пределах своей жилой зоны, так и инвалидов и лиц старшего возраста, проживающих на прилегающих территориях (например, центр социального обслуживания, частные пансионаты на 30—50 чел. и др.).
Отдельные жилые дома и общественные здания в исторической застройке, подлежащие реконструкции с отселением, целесообразно полностью или частично (первые этажи) использовать для помещений или учреждений социального обслуживания.
4.5 Районы массовой жилой застройки 60—70-х годов, составляющие основу срединных и периферийных зон городов, должны рассматриваться при градостроительном проектировании как территориально-структурный резерв улучшения городской среды, в которых в полном объеме следует реализовать предлагаемые СП мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов (рисунок 1).
В проектах следует предусматривать реконструкцию, сочетающую уплотняющее новое строительство с обновлением (капитальный ремонт, модернизация) существующих зданий, а также поэтапный снос и замену тех зданий, модернизация или реконструкция которых нецелесообразны по ряду критериев (рисунок 2). При этом должны решаться вопросы создания удобной среды обитания для инвалидов.
4.6 При формировании доступной для инвалидов среды в сложившихся районах массовой жилой застройки следует предусматривать:
- возможность обеспечения удовлетворительных экологических условий в сочетании с хорошими условиями транспортной доступности;
- нормативную насыщенность учреждениями обслуживания;
- возможность в процессе реконструкции переустройства жилищ с учетом потребностей инвалидов;
- обеспечение территориальных резервов для специально оборудованных рекреационно-коммуникативных устройств и гаражей для инвалидов.
4.7 В районах существующей индивидуальной усадебной застройки необходимо предусматривать рациональное использование земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки, упорядочение улично-дорожной сети в связи с делением либо слиянием участков, улучшение или замену покрытий улиц и дорог, размещение малых центров обслуживания, мест приложения труда и мест общения жителей односемейных домов, инженерное обустройство и озеленение территории.
В связи с увеличением в районах малоэтажной усадебной застройки радиусов доступности учреждений обслуживания всех видов (в соответствии с действующими строительными нормами) рекомендуется применение различных форм обслуживания и трудовой занятости инвалидов на дому, обеспечение инвалидов индивидуальными видами транспорта, применение специализированных видов общественного транспорта, размещение малых предприятий (мини-производств), в которых может быть использован труд инвалидов.
Целесообразно размещение в комплексе с общественным центром района индивидуальной застройки центра социального обслуживания с дневным пребыванием инвалидов и пожилых людей.
4.8 Жилые районы города и их улично-дорожная сеть должны проектироваться с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения с устройством доступных им подходов к площадкам и местам посадки в общественный транспорт.
4.9 При реконструкции районов с полной или частичной заменой старого жилого фонда рекомендуется выбирать такие типы жилых домов для нового строительства, в которых все квартиры в случае необходимости могут быть переоборудованы с учетом потребностей инвалидов, и размещать эти дома целесообразно вблизи объектов, наиболее посещаемых инвалидами. При превышении нормативной доступности отдельных учреждений обслуживания эти услуги могут быть предусмотрены во встроенных в жилые дома учреждениях (например, медпункт, аптечный киоск, стол заказов и др.) согласно разделу 14 СП 31-102.
4.10 Пешеходные пути к объектам повседневного обслуживания инвалидов не должны пересекаться в одном уровне с городскими транспортными магистралями. На районных магистралях и жилых улицах допускается устройство наземных переходов, оборудованных сигнализацией, либо создание перед переходом искусственно неровной дороги (специально созданной на проезжей части дороги искусственной преграды для автомобиля, обозначенной знаком «неровная дорога» и вынуждающей водителя сбавлять скорость до 30 км/ч).
В условиях реконструкции, когда нельзя обеспечить выполнение нормативных радиусов доступности учреждений повседневного обслуживания (низкоплотная малоэтажная усадебная застройка, крутой рельеф и др.), предпочтение должно быть отдано маршруту без препятствий, хотя и более длинному.
 
Общественные здания и учреждения
 
4.11 При реконструкции застройки следует учитывать требования СНиП 2.08.02 и обеспечивать доступность для инвалидов учреждений и предприятий обслуживания, а наиболее часто посещаемые объекты максимально приближать к местам проживания инвалидов, что предполагает сокращение нормируемых радиусов доступности (рисунок 3).
Учреждения повседневного обслуживания (торговые предприятия, предприятия общественного питания, бытового обслуживания) рекомендуется размещать на расстоянии не более 300 м (при нормируемом максимальном радиусе доступности 500 м), учреждения лечебно-профилактические — на расстоянии не более 500 м. Пешеходные пути от жилых домов до объектов обслуживания необходимо формировать с учетом размещения наиболее посещаемых учреждений обслуживания, выполняя общие требования, предъявляемые к организации путей передвижения для инвалидов.
4.12 Продовольственные магазины, ориентированные на обслуживание инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспечивающие их товарами повседневного спроса, рекомендуется размещать в радиусе обслуживания не более 300 м.
4.13 Предприятия общественного питания для инвалидов рекомендуется предусматривать в пределах жилого квартала (микрорайона), а также в местах размещения учреждений социального обслуживания и реабилитации инвалидов.
4.14 Предприятия бытового обслуживания, в том числе пункты приема белья в стирку и химчистку, рекомендуется размещать с радиусом обслуживания до 300 м. Если тот или иной тип услуг может быть обеспечен (и будет обеспечен) инвалиду на дому, то радиус этого вида предприятия бытового обслуживания принимается по действующим нормам (от 500 до 800 м).
В конкретных случаях при обосновании целесообразности размещения предприятий бытового обслуживания как мест приложения труда, исходя из профессиональных потребностей инвалидов, вместимость и условия размещения таких предприятий определяются местными правилами застройки или градостроительной документацией.
4.15 Часть услуг, оказываемых организациями и учреждениями управления, кредитно-финансовыми учреждениями и предприятиями связи, возможна надомным способом (отправление телеграмм, получение пенсий, нотариальное оформление документов и др.), но нередко требует присутствия клиента. Поэтому радиус удаленности таких объектов рекомендуется до 500 м.
Посещение инвалидами предприятий эпизодического пользования (организации и учреждения управления, суды и т.п.) обеспечивается, как правило, с помощью транспортных средств.
4.16 Аптеки согласно действующим нормам должны размещаться в радиусе до 500 м. Для безрецептурной продажи лекарств, перевязочных средств, предметов ухода за больными рекомендуется организация аптечных киосков в радиусе до 300 м.
4.17 Поликлиники, амбулатории в существующей городской застройке имеют нередко радиус обслуживания более 1500—2000 м (по действующим нормам — 1000 м). В случае невозможности строительства новых поликлиник в сложившейся застройке для обеспечения инвалидов и других маломобильных групп населения амбулаторным обслуживанием, приближенным к жилым комплексам, рекомендуется предусматривать создание медпунктов, встроенных или пристроенных к существующим зданиям.
4.18 Доступность учреждений культуры общегородского значения (театры, концертные залы, цирки и др.), размещаемых в общественно-деловых зонах города, для инвалидов обеспечивается в основном с помощью транспортных средств, а также посредством организации подъездов и подходов к этим объектам, а также автостоянок.
4.19 В условиях реконструкции жилой застройки рекомендуется формировать клубы социальной поддержки с ориентацией на инвалидов и другие маломобильные группы населения (общение, проведение лекций, благотворительных мероприятий, продажа необходимых товаров, оказание услуг и др.), а также библиотеки. Радиусы обслуживания этих объектов рекомендуется принимать не более 500 м.
4.20 Доступность зданий культового назначения для инвалидов должна быть обеспечена так же, как и к другим общественным зданиям и соответствовать СП 31-103. Особое внимание рекомендуется уделять организации безопасных пересечений пешеходных путей с проезжей частью прилегающих улиц, формированию подходов и площадей, а также входов в храмы.
4.21 В числе первоочередных и обязательных должны предусматриваться мероприятия по обеспечению условий доступности для инвалидов любых категорий во все учреждения социальной защиты населения, а также государственные и муниципальные учреждения, в той или иной степени связанные с решением проблем инвалидов.
Такие учреждения следует размещать по возможности вблизи центров муниципальных районов. Если на территории района имеются специальные жилые дома для инвалидов, то их следует приближать к этим домам. Кроме того, учреждения социальной защиты могут блокироваться с учреждениями муниципальной администрации, районными эксплуатационными управлениями. В их структуру целесообразно включать отделения районных обществ инвалидов. При этом должны учитываться Социальные нормативы и нормы.
4.22 Учитывая значительные различия в половозрастной структуре населения и удельном весе инвалидов в составе населения по регионам, при расчете реальных объемов учреждений социального обслуживания допускается отклонение от действующих нормативных показателей.
Количество и мощность реабилитационных центров для инвалидов определяются исходя из реальных потребностей (по числу нуждающихся в регионе) или на основе имеющихся территориальных норм.
При выборе мест размещения домов-интернатов для инвалидов и лиц старшего возраста следует обеспечивать доступность учреждений первичного обслуживания (если их нет на территории интерната) на расстоянии не более 300 м.
4.23 Количество протезно-ортопедических предприятий со стационаром, предполагающим лечение, протезирование и прохождение адаптационного периода по приспособлению пользованием протезом, рекомендуется принимать из расчета 1—1,5 на 1 млн чел.
Наряду со стационарным предприятием рекомендуется строительство одной протезно-ортопедической мастерской на 250 тыс. чел.
4.24 Общественные туалеты рекомендуется предусматривать, исходя из расчета 1 прибор на 1 тыс. чел. и оборудовать в них, как правило, одну кабину для инвалида. Их месторасположение должно иметь специальное обозначение. При организации подземных туалетов необходимо устройство подъемника или пандуса.
4.25 Специализированные детские дошкольные учреждения и школы-интернаты для детей с физическими нарушениями следует размещать в озелененных районах или в пригородной зоне на удалении от промышленных предприятий, улиц и дорог с интенсивным движением транспорта и железнодорожных путей, а также других источников повышенного шума, загрязнения воздуха и почвы в соответствии с действующими нормами. Специализированные школы-интернаты для детей с недостатками зрения и дефектами слуха следует располагать на расстоянии не менее 1500 м от радиостанций, радиорелейных установок и пультов.
4.26 В целях максимального приспособления существующей городской среды для нужд инвалидов до проведения реконструкции квартала (микрорайона) следует согласно РДС 35-201 провести работу по оценке существующего состояния, выявлению резервов развития и потребностей. В связи с этим необходимо:
- оценить реальное расселение инвалидов на реконструируемой территории и выявить потребности инвалидов в новом жилище. В случае ограниченности ресурсов особое внимание для первоочередных мероприятий рекомендуется сконцентрировать на обустройстве жилищной среды придомовых территорий и обеспечении безбарьерных путей к объектам обслуживания;
- произвести "инвентаризацию" существующих объектов обслуживания и определить «сохраняемые» объекты;
- определить вид реконструкции, а соответственно возможности внесения изменений в структуру объектов обслуживания;
- разработать мероприятия по адаптации реконструируемой среды для инвалидов.
4.27 Реализуя статьи 15 и 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», следует адаптировать объекты социального обслуживания к потребностям инвалидов.
Согласно СНиП 35-01 организация системы учреждений и предприятий, ориентированных на обслуживание инвалидов, реализуется в двух вариантах: технического обеспечения или самообеспечения инвалидов, что определяет два способа создания для них доступной среды.
В первом случае подразумевается максимальное использование технических средств: заказ на определенную услугу из дома (целесообразнее всего через специализированную диспетчерскую) и в соответствии с заказом — либо доставка услуг на дом, либо подача транспортных средств и перемещение инвалида в оборудованные для него учреждения.
При таком решении нет необходимости все учреждения адаптировать к условиям доступности, а только крупные и комплексные объекты, которые легче поддаются такой адаптации и могут предоставить более высокий уровень услуг. Выбор объектов зависит от характера конкретной застройки. Так, для малых и средних городов обустройству для инвалидов могут быть подвергнуты только общегородские объекты.
Планировочные решения по реконструкции должны включать мероприятия по обустройству придомового пространства и пространства вокруг отобранных объектов обслуживания с организацией удобной посадки и высадки инвалидов из транспортных средств.
Второй вариант предполагает ориентацию на максимальное самообеспечение, что потребует реконструкции каждого жилого комплекса с выделением внутриквартальных объектов обслуживания для инвалидов и прокладки пешеходных путей к этим объектам.
4.28 При разработке проекта реконструкции, ориентированного на самообеспечение инвалидов, рекомендуется выделить из всех объектов обслуживания те, которые следует приспособить для инвалидов в первую очередь. Одновременно с этим необходимо:
- определить перечень первоочередных объектов, обеспечивающих инвалидов местами приложения труда и рекреационными объектами;
- определить номенклатуру существующих объектов обслуживания на реконструируемой территории, которые будут приспособлены для доступа инвалидов, и дополнить эту сеть недостающими типами учреждений методом:
а) нового строительства. В тех случаях, когда в зоне сложившейся застройки возникает необходимость в строительстве новых жилых или общественных зданий, проектные решения таких зданий и прилегающей к ним территории должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов в области строительства с соблюдением условий доступности их для инвалидов;
б) перепрофилирования существующих зданий,
в) встраивания и пристраивания;
- выявить возможности реконструкции объектов обслуживания данной территории, но находящихся за пределами реконструируемой территории и найти пути создания к ним безбарьерного доступа.
 
Производственные зоны
 
4.29 Статья 21 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» позволяет реализовать возможность трудоустройства инвалидов практически на всех предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому необходимо выполнять общие требования, обеспечивающие безопасное передвижение инвалидов к местам приложения труда. В частности, следует предусмотреть для инвалидных колясок подъезд к главному входу предприятия шириной не менее 1,8 м согласно 3.3 СНиП 35-01.
На предзаводской территории специализированных предприятий для инвалидов с нарушением зрения рекомендуется установить знак (символ, эмблему, наименование предприятия и т.п.), указывающий главный вход на территорию предприятия. Контрольно-пропускные пункты на территорию предприятия следует оборудовать звуковым маяком, информационным табло.
4.30 Места труда инвалидов рекомендуется размещать, по возможности, компактно, обеспечивая:
- безопасность передвижения по территории;
- отсутствие элементов, создающих препятствия на путях передвижения;
- минимальную протяженность пешеходных путей передвижения.
Целесообразно предусматривать четкую планировку территории предприятия в целях улучшения ориентации в пространстве инвалидов с дефектами зрения. Основные пути движения по территории рекомендуется проектировать по прямоугольной схеме (рисунок 4).
4.31 Остановки общественного транспорта и стоянки личного автотранспорта инвалидов рекомендуется размещать не далее 50 м от контрольно-пропускного пункта на предприятии. Они должны быть оборудованы платформой, уровень поверхности которой соответствует уровню пола транспортных средств. Платформу следует оборудовать навесом или павильоном, поручнями и пандусом (рисунок 5).
Места для стоянки личных автотранспортных средств инвалидов должны быть выделены разметкой. Места стоянки для автомобилей инвалидов, пользующихся для передвижения креслами-колясками или костылями, желательно располагать ближе к контрольно-пропускному пункту и обозначать специальным символом.
На территории предприятия, имеющего застройку из нескольких производственных корпусов, могут быть предусмотрены вблизи отдельных корпусов места для стоянок личного автотранспорта инвалидов.
4.32 Наземные пешеходные переходы через улицы, примыкающие к территории предприятия, желательно делать регулируемыми. Светофоры, регулирующие переход, следует оборудовать звуковым маяком и автодорожным знаком «слепые пешеходы» (рисунок 6). При интенсивном движении по магистралям в местах их пересечения с пешеходными подходами к предприятиям необходимо предусматривать подземные переходы с учетом требований 5.13 настоящего СП.
4.33 Пешеходные пути

Вернуться назад


]Производство, продажа светофоров, контроллеров, дорожного оборудования и сигнальной светотехники

Люстры, торшеры, бра, светильники

Наши работы
Наши преимущества

АССОРТИМЕНТ — полный ассортимент сигнальной и световой техники для различных отраслей

ОПЫТ — 10 лет на рынке световой техники, отличная репутация и доверие Клиентов

МОНТАЖ и ГАРАНТИЯ — минимальное время на доставку и монтаж от момента покупки до подписания акта выполненных работ

Обратная связь
(495) 698-60-54
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика